Научная гипотеза в исследовании

Обычно в авторефератах речь идет об одной единственной научной гипотезе. А разве не может быть их несколько по одному и тому же вопросу?

Как правило, выдвинутая гипотеза экспериментально подтверждается (ведь другие просто не проверяются). И только на защите специальным вопросом можно вынудить диссертанта сказать, что же в его исследовании не удалось, что изменено в гипотезе, от чего пришлось отказаться.

Нередко в качестве гипотезы в диссертации выдвигаются очевидные положения, не требующие научной проверки. Например: «В планировании, организации и проведении занятий руководящая роль должна принадлежать учителю». Кстати, в такой формулировке проявляется неразличение нормативного и познавательного подхода. Если речь идет об обосновании нормы («должна принадлежать»), то гипотеза здесь ни при чем; если в том, как дело обстоит на практике, то зачем слово «должна»?

Более тщательного продумывания требуют в авторефератах выводы из проведенного исследования. Они не всегда соответствуют задачам, часто не дают ответа на вопрос, был ли решена каждая задача и как (конкретно). Явления и факты, полученные в ходе исследования попутно, занимают в выводах слишком много места. Выводы носят характер резюме, т.е. краткого повторения сказанного в автореферате, не раскрывают по существу итоги самого исследования. Почти все выводы очень категоричны, и деление на бесспорные, доказанные и предварительные обычно не производится.

Представляется очень важным уделять внимание в выводах показу того, какой минимум обязательных условий надо обеспечить, чтобы получить такой же результат, как у исследователя. Ведь полученный научный результат будет являться научным актом только в том случае, если его можно построичности. Выводы должны достаточно четко ограничивать сферу действия найденной педагогической закономерности в диссертации.

Стала чуть ли не правилом констатация того, что предлагаемая методика аффективно и непосредственно влияет на развитие мышления, мировоззрения, на общую культуру учащихся и т. и. Но ведь очевидно, что далеко не все педагогические средства, которые мы исследуем, могут оказать непосредственное влияние на такие сложнейшие и длительные процессы, как развитие мышления и выработка мировоззрения, особенно если исследование ведется в рамках одного учебного предмета и тем более - частного вопроса, связанного с этим предметом.