Учения Никколо Макьявелли

Мыслитель, писатель, философ, политический деятель.
Родился во Флоренции в семье бедного юриста. Университетского образования не получил, но этот недостаток восполнил самостоятельно, путем самообразования, а также путем наблюдения за жизнью Флоренции и последующим анализом результатов наблюдений.
Будучи еще совсем молодым был избран на пост секретаря Совета Десяти, где около четырнадцати лет принимал участие в политической жизни государства, и благодаря чему получил богатый политический опыт. В 1512 году его отстраняют отдел, а после ему запрещают проживать во Флоренции. Микиавелли удаляется в далекое поместье, где и начинает заниматься литературным и филисофским творчеством. Пишет сочинения «История Флоренции», «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия», трактат «Государь».
Своими сочинениями Макиавелли положил начало развития политико-правовой идеологии Нового времени. В основе его учения лежит изучение деятельности современных правительств, а также изучение опыта древних государств.
Наблюдая за жизнью, Макиавелли пришел к выводу, что человек есть существо крайне эгоистическое, которое в поступках и действиях руководствуется только своими интересами. Великий философ считал, что интерес – наиглавнейший стимул для человеческой деятельности. Поэтому, чтобы управлять людьми, надо понимать их интересы и знать причину их поступков.
Макиавелли также считал, что человек совершенно свободен в своих поступках, в своих сочинениях определил новую трактовку понятия человеческой судьбы. Судьба – это не неизбежность, а «фортуна», и что человек сам управляет большей половиной своих поступков.
В трактате «Государство» Макиавелли рассуждает на тему власти и государства. Государство, в понятии философа, - это наивысшая сила, способная управлять человеком. Макиавелли приходит к выводу, что наилучшая форма государственного правления – монархия. Он считает, что государь должен править, опираясь на факты реальной жизни, а не на основы философской теории. И в методах правления должно быть и хорошее и плохое. Мыслитель оправдывает насилие и жестокость, но только если они подчинены интересам государства.
Общественная безопасность связывается с ненарушимостью законов. Хорошие законы и войско – основа власти. Религия, по мнению мыслителя, есть ничто иное, как метод воздействия на человека. Не государство должно служить религии, а наоборот.
Учение Макьявелли резко осуждено католической церковью и его книги были занесены в «Индикт запрещенных книг». И до сих пор нет однозначной оценки работ философа. Кто-то его осуждает за аморализм, другие, наоборот, хвалят за реализм.